Вторник
17.07.2018
17:53
Разделы новостей
Нацпроект [0]
Документы [14]
Новости [6]
Разное [13]
О школе [4]
Публичный доклад [4]
Наши учителя [1]
ЕГЭ и ГИА-9 [20]
Профсоюз информирует [1]
Воспитательная работа [44]
УВР [21]
Страница доверия [0]
Конкурс Учитель года-2011 [4]
Олимпийский календарь [1]
Конкурс "Учитель года-2012" [2]
Нормативно-правовая база [0]
Календарь новостей
«  Февраль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Поиск
Друзья сайта
МОУ СОШ №16 Новопокровского района
Главная » 2009 » Февраль » 11 » "Устное народное творчество"
"Устное народное творчество"
16:11

                          ТЕМА:   "Устное народное творчество"

(песни, легенды, поговорки, загадки, пословицы, танцы)

                                           Галкович  Оксана Вячеславовна

 

учитель  русского языка и литературы, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа №16  станицы Ильинской  МО   Новопокровский район

__________________________________________________________________

ЦЕЛЬ: дать представление детям об устном народном творчестве, привить любовь к изучению быта казаков, познакомить с народными кубанскими песнями, танцами.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, фонограммы с записью казачьих песен, карточки с пословицами  и загадками.

 

 

ХОД УРОКА

 

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с устным народным творчеством  Кубани. Ребята, а что такое устное народное творчество?

 

Ответы детей.

 

Учитель: Долгими зимними вечерами  казаки любили собираться в одной из хат на посиделки. Посиделки – это вечеринка деревенской молодежи для совместной работы и развлечения в осеннее и зимнее время. И сегодня на уроке мы с вами  устроим такие посиделки.

Учитель: Мы все знаем, что казаки умели петь. И я предлагаю вам начать наши посиделки с песни.  /Дети поют песню/.

«Хомыч»

Троицкая песня черноморских казаков.

1.     Ой шой-то за шум учинывся? /2 раза/

     То Хомыч на Хомыночке оженывся. /2 раза/

2.     Та й взяв соби жинку нэвэлычку, /2 раза/

     Шо нэ вмие шиты – прясты, чоловычку /2 раза/

3.     Шо нэ вмие шиты – прясты, щей варыты, /2 раза/

     Шо нэ вмые с Хомычом гарно жыты /2 раза/.

 

Учитель: Казаки любили не только петь, но и любили передавать из уст в уста легенды. И сейчас ребята вам покажут одну из них.

 

Действующие лица: ведущий, старик и сын.

 

-Ведущий: В давние времена существовал жестокий обычай – убивать пожилых людей. Стариков сбрасывали со скалы собственные дети. Избранную скалу называли скалой стариков. В ту пору в одном из аулов жил Тахир. Прошло время , и он стал немощным  и не мог за собой ухаживать. И был у Тахира сын Казбек. Он очень любил отца и заботился о нем. Но обычай есть обычай. Он воспринимался как неизбежность, и даже священный долг. Казбек с грустью сколотил ящик, уложил в него отца и потащил на скалу. Когда он забрался на самую вершину скалы, обратившись к отцу, сказал:

    -Я люблю тебя, отец. Ты у меня один. Без тебя никого не останется. Как жить одному. Боюсь, не поднимутся руки столкнуть тебя в пропасть.

   - Что же делать нам?- спросил отец.

   - Я спрячу тебя вон в ту пещеру, буду к тебе приходить с пищей, от тебя возвращаться с советами. А остальные пусть думают, что я сбросил тебя со скалы.

Ведущий: Так и поступили отец и сын. Казбек свято хранил тайну. Собираясь к отцу, он говорил всем, что уходит на охоту. Никому в голову не приходило, что это не так. Казбек был весел. В хозяйстве у него все ладилось. Казбек сделался настоящим мужчиной.  Вскоре на аул напали турки. На второй день после битвы жители аула оказались в ловушке. И тогда Казбек заявил:

- Я знаю путь, которым можно выйти из ловушки и потом ударить разбойникам в спину.

Ведущий: Зная, ум и сообразительность Казбека, предводители поверили ему. Следуя за ним, они увели население и воинов к Скале стариков, а затем с зажженными факелами углубились в никому не ведомую пещеру и скоро вышли на обширное плато. В западне оказались турки, и они были разбиты. И вот тогда юного Казбека назвали спасителем. Но он смутился и сказал:

- Не я ваш спаситель. Все ,что я сделал ,я сделал по совету своего отца Тахира. Вопреки обычаям я  не сбросил старого отца со скалы. Это он, прячась в пещере, обнаружил проход на большое плато, это он спас всех нас от гибели.

Ведущий: С тех пор  у всех народов Кавказа воспитывается почтительное отношение к пожилым людям, и слово стариков имеет силу закона.

Учитель: Казаки любили не только рассказывать сказки и легенды, но и проводить конкурсы.

Конкурс «Казачьи пословицы».

 


   Казаков мало не бывает.

  Казака и под рогожкой видать.

 Тот не казак кто боится собак.

 Хлеб да вода казацкая еда.  

 Казак голоден, конь его сыт.

Казак сам себя веселит.

Где казак, там и слава.

Казацкому роду нет переводу.

Казак без службы -  не казак.

Без коня казак кругом сирота.


 

Учитель: Какие посиделки без танцев?

 

Дети танцуют танец «Балалаечка».

 

Учитель: А теперь давайте отгадаем   загадки .

 

Учитель: Переходим к заключительному конкурсу, который называется «Казачья азбука». Казаки говорили на особом кубанском диалекте, он сохранился и в наши дни. Проверим, знакомы ли вы с этой азбукой.

Люлька (трубка для курения)

Рушник (полотенце)

Баркас (большая лодка)

Людина (человек)

Торба (мешок)

Бобыль (одинокий мужчина)

Цыбуля (лук)

Арба (телега)

Учитель: наши посиделки подошли  к концу. Пора расставаться. До новой встречи.

/Звучит песня « Роспрягайтэ, хлопцы, конэй»

в исполнении Кубанского казачьего хора/

Категория: Разное | Просмотров: 2074 | Добавил: school16