ТЕМА: "Устное народное творчество"
(песни, легенды, поговорки, загадки, пословицы, танцы)
Галкович Оксана Вячеславовна
учитель русского языка и литературы, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 станицы Ильинской МО Новопокровский район
__________________________________________________________________
ЦЕЛЬ: дать представление детям об устном народном творчестве, привить любовь к изучению быта казаков, познакомить с народными кубанскими песнями, танцами.
ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, фонограммы с записью казачьих песен, карточки с пословицами и загадками.
ХОД УРОКА
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с устным народным творчеством Кубани. Ребята, а что такое устное народное творчество?
Ответы детей.
Учитель: Долгими зимними вечерами казаки любили собираться в одной из хат на посиделки. Посиделки – это вечеринка деревенской молодежи для совместной работы и развлечения в осеннее и зимнее время. И сегодня на уроке мы с вами устроим такие посиделки.
Учитель: Мы все знаем, что казаки умели петь. И я предлагаю вам начать наши посиделки с песни. /Дети поют песню/.
«Хомыч»
Троицкая песня черноморских казаков.
1. Ой шой-то за шум учинывся? /2 раза/
То Хомыч на Хомыночке оженывся. /2 раза/
2. Та й взяв соби жинку нэвэлычку, /2 раза/
Шо нэ вмие шиты – прясты, чоловычку /2 раза/
3. Шо нэ вмие шиты – прясты, щей варыты, /2 раза/
Шо нэ вмые с Хомычом гарно жыты /2 раза/.
Учитель: Казаки любили не только петь, но и любили передавать из уст в уста легенды. И сейчас ребята вам покажут одну из них.
Действующие лица: ведущий, старик и сын.
-Ведущий: В давние времена существовал жестокий обычай – убивать пожилых людей. Стариков сбрасывали со скалы собственные дети. Избранную скалу называли скалой стариков. В ту пору в одном из аулов жил Тахир. Прошло время , и он стал немощным и не мог за собой ухаживать. И был у Тахира сын Казбек. Он очень любил отца и заботился о нем. Но обычай есть обычай. Он воспринимался как неизбежность, и даже священный долг. Казбек с грустью сколотил ящик, уложил в него отца и потащил на скалу. Когда он забрался на самую вершину скалы, обратившись к отцу, сказал:
-Я люблю тебя, отец. Ты у меня один. Без тебя никого не останется. Как жить одному. Боюсь, не поднимутся руки столкнуть тебя в пропасть.
- Что же делать нам?- спросил отец.
- Я спрячу тебя вон в ту пещеру, буду к тебе приходить с пищей, от тебя возвращаться с советами. А остальные пусть думают, что я сбросил тебя со скалы.
Ведущий: Так и поступили отец и сын. Казбек свято хранил тайну. Собираясь к отцу, он говорил всем, что уходит на охоту. Никому в голову не приходило, что это не так. Казбек был весел. В хозяйстве у него все ладилось. Казбек сделался настоящим мужчиной. Вскоре на аул напали турки. На второй день после битвы жители аула оказались в ловушке. И тогда Казбек заявил:
- Я знаю путь, которым можно выйти из ловушки и потом ударить разбойникам в спину.
Ведущий: Зная, ум и сообразительность Казбека, предводители поверили ему. Следуя за ним, они увели население и воинов к Скале стариков, а затем с зажженными факелами углубились в никому не ведомую пещеру и скоро вышли на обширное плато. В западне оказались турки, и они были разбиты. И вот тогда юного Казбека назвали спасителем. Но он смутился и сказал:
- Не я ваш спаситель. Все ,что я сделал ,я сделал по совету своего отца Тахира. Вопреки обычаям я не сбросил старого отца со скалы. Это он, прячась в пещере, обнаружил проход на большое плато, это он спас всех нас от гибели.
Ведущий: С тех пор у всех народов Кавказа воспитывается почтительное отношение к пожилым людям, и слово стариков имеет силу закона.
Учитель: Казаки любили не только рассказывать сказки и легенды, но и проводить конкурсы.
Конкурс «Казачьи пословицы».