Отчет по экспериментальной работе за 2007-2008 учебный год.
Изучив программу регионального компонента содержания образования, и Постановление ЗСК от 20 мая 2002 г. № 1533 «Об утверждении Краевой целевой программы мероприятий по военно-патриотическому воспитанию и подготовке казачьей молодежи к военной службе» мы пришли к выводу, что воспитание подрастающего поколения в крае признается одним из приоритетных направлений деятельности.
Краевая система образования получила социальный заказ на формирование гражданина с развитым чувством патриотизма, уважения к закону, своим и чужим правам, добросовестным отношением к труду.
В 2006 году по инициативе администрации школы и атамана Ильинского казачьего общества было решено на базе школы открыть казачий класс.
Класс казачьей направленности был сформирован из числа учащихся 1 а класса численностью 16 человек. Прием осуществлялся по заявлению родителей. Вопросы финансирования были решены совместно с администрацией Ильинского сельского поселения.
В 2007 – 2008 учебном году школа продолжила экспериментальную работу по теме «Обучение и воспитание учащихся на основе традиций и культуры казачества». Целью экспериментальной работы является сформированность социально-активной, всесторонне-развитой личности на основе духовно-нравственных и военно-патриотических традиций кубанского казачества, приобщение учащихся к идеалам землячества, создание у них эмоционального настроя с опорой на такие понятия как «человек», «семья», «школа», «родная станица», «край».
В нашей школе с этой целью было переоформлено фойе, создан стенд «Родная Кубань», на котором помещены фотографии с видом ст. Ильинской.
Школьной библиотекой в помощь учителю и учащимся создана выставка методической литературы «Наши предки – кубанские казаки».
Учебно-воспитательный процесс во 2 а классе организован на основе программ регионального компонента содержания образования, авторизованной программы по факультативному курсу «История казачества» и плана воспитательной работы. Региональный компонент содержания образования реализуется за счет факультативных и групповых занятий. Преподавание данных курсов требует от учителей предметников творческого потенциала, активного использования интерактивных форм проведения учебных занятий, поэтому учителя, работающие в этом классе прошли курсовую подготовку в июне 2007 года в ККИДППО по темам: «Воспитание патриотического сознания школьников средствами приобщения их к традиционной Кубанской казачьей культуре», «Содержательные и технологические основы преподавания регионального учебного предмета Кубановедение». Благодаря этому учителя в своей работе используют инновационные методы проведения уроков, развивающие игры, викторины, экскурсии, выставки творческих работ, наблюдения. Классный руководитель Журавлева И.А. серьезно относится к ведению экспериментальной работы, на курсе «История казачества» большое внимание уделяется поддержанию у младших школьников интереса к культуре, образу жизни земляков, выработке первоначальных прикладных умений. Не имея возможность посетить краеведческий и художественный музей, Журавлева И.А. создает на уроке убранство кубанской хаты, тем самым, поднимая эмоциональный настрой учащихся, организовывает выставки с казачьей утварью, различными видами одежды и обуви, предметами быта казаков. При этом учащиеся сами отыскивали предметы утвари такие, как: рубиль, чугунный утюг, чапля, серп, гребенка, ухват, рогач и т.д. На уроках труда, изобразительного искусства дети лепили посуду, знакомились с вышивкой Кубанских узоров, рисовали казачий костюм, изготовляли макеты кубанского подворья.
Приобщение учащихся к идеалам землячества, создание у них эмоционального настроя проходит красной нитью через все занятия и воспитательную работу в классе. Учащиеся вместе со своими родителями составляли генеалогическое древо своей семьи и знакомили одноклассников и учителя с историей своего происхождения. Дети разучивали казачьи песни, новогодние колядки, щедровки. Казачата принимают активное участие во всех спортивных, культурно-массовых и патриотических мероприятиях, проводимых в школе и станице таких, как: «Широкая масленица», станичный конкурс «А, ну-ка, парни!», общестаничный праздник «День станицы Ильинской», «День станицы Новопокровской». Они участвовали в районном конкурсе «Молодежь Кубани против наркотиков». Особое внимание уделяется развитию творческих способностей младших школьников. Ребята регулярно посещают Ильинский дом культуры, где руководители вокальной и танцевальной групп помогают учащимся разучивать песни и танцы казаков.
На занятия по основам православной культуры с согласия родителей для беседы с учащимися приглашался отец Алексей. Вместе со своими родителями учащиеся посетили Храм Покрова Пресвятой Богородицы ст. Ильинской на праздники Покрова Пресвятой Богородицы и Рождества Христова. В апреле 2008 года благодаря содействию Ильинского хуторского казачьего общества была организована экскурсия учащихся 2 а класса в Храм Покрова Пресвятой Богородицы ст. Новоивановскую.
Тщательно проанализировав учебно-воспитательный процесс в казачьем классе, мы пришли к выводу, что проводимая нами работа для сохранения и развития казачьего класса необходима. Рейтинг практических занятий показал, что дети с удовольствием посещают все факультативные занятия. Результаты психологического обследования показали, что детям комфортно в казачьем классе. Взаимоотношения с учителями и сверстниками основаны на доверии и понимании. Беря во внимание тему эксперимента, хотелось бы непосредственно обратить пристально внимание на учебу детей и ввести в учебный план новые учебные предметы, такие как «История кубанского казачества» и т.д. Однако пока для этого нет возможности. Возможно, в 5 классе при переходе на БУП 2004 появится возможность ввести новый учебный предмет.
В перспективе мы планируем продолжить работу по теме эксперимента, так как прошедший учебный год показал, что все возможности для осуществления поставленных целей и задач эксперимента имеются и учителя, работающие по инновации, прикладывают все старания, умения, весь свой опыт, чтобы потенциальная полезность инноваций была высокой и экспериментальная работа продолжалась в следующем учебном году. |