Суббота
27.04.2024
04:01
Разделы новостей
Нацпроект [0]
Документы [14]
Новости [6]
Разное [13]
О школе [4]
Публичный доклад [4]
Наши учителя [1]
ЕГЭ и ГИА-9 [20]
Профсоюз информирует [1]
Воспитательная работа [44]
УВР [21]
Страница доверия [0]
Конкурс Учитель года-2011 [4]
Олимпийский календарь [1]
Конкурс "Учитель года-2012" [2]
Нормативно-правовая база [0]
Календарь новостей
«  Февраль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Поиск
Друзья сайта
МОУ СОШ №16 Новопокровского района
Главная » 2009 » Февраль » 11 » Классный час по теме: "Я гражданин России"
Классный час по теме: "Я гражданин России"
16:15

Классный час по теме: « Я гражданин России» 

                                      Галкович  Оксана Вячеславовна

 

учитель  русского языка и литературы, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа №16  станицы Ильинской  МО   Новопокровский район

______________________________________

 

Цель: расширить знания ребят о понятиях  «гражданин» и «гражданская позиция».

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

А. С. Пушкин.

- Учитель читает стих: Молодость! Возьми с собой в дорогу

Самую заветную мечту,

За людей душевную тревогу,

Сердца жар и мыслей красоту,

Мудрость чувства,

Стойкость в бурях жизни,

Мужество во всем и до конца,

Верность другу,

Преданность отчизне,

Имя гражданина и борца. 

- В каких случаях вы слышите слово «гражданин»?

-Поэт Н. А. Некрасов сказал: «А что такое гражданин?» - «Отечества достойный сын!»

- Как вы понимаете эти слова? Знаете ли вы выдающихся  личностей , например, полководцев, павших за Родину?

- Означает ли это, что гражданином Отечества можно назвать только того, кто защищал Родину с оружием в руках?

- И так правильно. Гражданин – это человек, владеющий правами. Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах: во-первых, это жители какой-то страны, имеющие право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времен и до наших дней,  это слово  имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции быть гражданином  могли не многие, это было почетно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами как  в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьезные обязанности: прежде всего,  соблюдать законы и защищать Отечество.

-Говорят, что гражданин горячо любит свою Родину. Но что такое Родина? Цветущие сады и ласковое море? Но вокруг и незасеянные поля, и мусор по обочинам дорог встречается. Одни живут в покосившихся хатах и тесных «хрущобках», а другие строят особняки. Молодые парни гибнут в Чечне, а в мирных городах звучат бандитские выстрелы. Что же  все это – Родина? И гражданин должен все это любить и понимать?

- Ребята, это очень сложные вопросы. Конечно, невозможно любить помойки, понимать непродуманные решения и огромную разницу в доходах. Но гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Он следит за всеми изменениями в стране. Он хочет перемен к лучшему.

- Но знать и хотеть мало. Гражданин действует. А что, скажете вы, может сделать школьник, который зависит от родителей. Оказывается, много:

  

·        Если он гражданин, он не может равнодушно смотреть, когда гибнет природа его края.

 

·        Гражданин хранит прошлое своей Родины и участвует в восстановлении памятников старины.

 

·        Гражданин не украдет сам и не позволит это другим, он протестует  против расточительства, бесхозяйственности.

 

·        Гражданин не может смотреть спокойно, как гибнет от спиртного  его народ, и собственным примером показывает, что жизнь без спиртного может быть интересной и прекрасной.

 

·        Гражданин понимает, что люди никогда не были равны , и поэтому бессмысленно завидовать обеспеченным людям. Материального благосостояния и независимости он может достичь, проявляя настойчивость, целеустремленность, работоспособность и профессионализм. 

 

- Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?

- Да, это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию.  А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Я хочу предложить вам несколько ситуаций, которые нужно обсудить с точки зрения гражданской позиции всех  действующих лиц.

 

Ситуация № 1. Учитель обсуждает с учеником вопрос о его курении за пределами школы.  

Вопросы:

  1. Личное ли это дело каждого?
  2. Имеет ли право курить в общественном месте?
  3. Наносит ли вред окружающим и себе?
  4. Какую гражданскую позицию он занимает?
  5. Какой вред он наносит государству?
  6. Какой должна быть гражданская позиция в этом вопросе? 

Ситуация № 2. Два ученика во время перемены о чем-то беседуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Друзья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не добившись ответа от класса, собирает деньги на новый стул.

Вопросы:

1.      Имел ли ученик право брать стул учителя?

2.      Какое право здесь нарушено? (право неприкосновенности)

3.      Должен ли человек, если он добропорядочный гражданин, сознаться в содеянном?

4.      Как мы видим на этом простом примере, наказывается не один человек, а целый класс. Получается наказание невиновных. Способно ли оно пробудить совесть?

5.      Какое отношение будет к этому человеку в классе, если одноклассники потом все-таки узнают, кто  истинный виновник?

6.      Что должен сделать данный школьник, чтобы исправить сложившееся положение?

- Итак,  наш классный час  подошел к концу. Я надеюсь, что наш разговор о гражданской позиции каждого школьника не закончен, и вы еще раз задумаетесь над этим, оказавшись в других, скорее всего, более сложных жизненных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет свое правильное решение.  Пусть каждый чаще задает себе такие вопросы:
                                                                                             Зачем любить и ненавидеть?
Растить цветы и звезды видеть?
Зачем терять, зачем искать?

 Зачем былое вспоминать?

Зачем живые все живут?

В чем смысл жизни заключен?

В чем заключен ее закон?

И не дает покоя мне,

Моей недетской голове

Один – единственный вопрос:

Зачем родился я и рос?

Категория: Воспитательная работа | Просмотров: 13103 | Добавил: school16