Классный час по теме: « Я гражданин России»
Галкович Оксана Вячеславовна
учитель русского языка и литературы, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 станицы Ильинской МО Новопокровский район
______________________________________
Цель: расширить знания ребят о понятиях «гражданин» и «гражданская позиция».
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
А. С. Пушкин.
- Учитель читает стих: Молодость! Возьми с собой в дорогу
Самую заветную мечту,
За людей душевную тревогу,
Сердца жар и мыслей красоту,
Мудрость чувства,
Стойкость в бурях жизни,
Мужество во всем и до конца,
Верность другу,
Преданность отчизне,
Имя гражданина и борца.
- В каких случаях вы слышите слово «гражданин»?
-Поэт Н. А. Некрасов сказал: «А что такое гражданин?» - «Отечества достойный сын!»
- Как вы понимаете эти слова? Знаете ли вы выдающихся личностей , например, полководцев, павших за Родину?
- Означает ли это, что гражданином Отечества можно назвать только того, кто защищал Родину с оружием в руках?
- И так правильно. Гражданин – это человек, владеющий правами. Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах: во-первых, это жители какой-то страны, имеющие право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времен и до наших дней, это слово имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции быть гражданином могли не многие, это было почетно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьезные обязанности: прежде всего, соблюдать законы и защищать Отечество.
-Говорят, что гражданин горячо любит свою Родину. Но что такое Родина? Цветущие сады и ласковое море? Но вокруг и незасеянные поля, и мусор по обочинам дорог встречается. Одни живут в покосившихся хатах и тесных «хрущобках», а другие строят особняки. Молодые парни гибнут в Чечне, а в мирных городах звучат бандитские выстрелы. Что же все это – Родина? И гражданин должен все это любить и понимать?
- Ребята, это очень сложные вопросы. Конечно, невозможно любить помойки, понимать непродуманные решения и огромную разницу в доходах. Но гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Он следит за всеми изменениями в стране. Он хочет перемен к лучшему.
- Но знать и хотеть мало. Гражданин действует. А что, скажете вы, может сделать школьник, который зависит от родителей. Оказывается, много:
· Если он гражданин, он не может равнодушно смотреть, когда гибнет природа его края.
· Гражданин хранит прошлое своей Родины и участвует в восстановлении памятников старины.
· Гражданин не украдет сам и не позволит это другим, он протестует против расточительства, бесхозяйственности.
· Гражданин не может смотреть спокойно, как гибнет от спиртного его народ, и собственным примером показывает, что жизнь без спиртного может быть интересной и прекрасной.
· Гражданин понимает, что люди никогда не были равны , и поэтому бессмысленно завидовать обеспеченным людям. Материального благосостояния и независимости он может достичь, проявляя настойчивость, целеустремленность, работоспособность и профессионализм.
- Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?
- Да, это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Я хочу предложить вам несколько ситуаций, которые нужно обсудить с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц.
Ситуация № 1. Учитель обсуждает с учеником вопрос о его курении за пределами школы.
Вопросы:
- Личное ли это дело каждого?
- Имеет ли право курить в общественном месте?
- Наносит ли вред окружающим и себе?
- Какую гражданскую позицию он занимает?
- Какой вред он наносит государству?
- Какой должна быть гражданская позиция в этом вопросе?
Ситуация № 2. Два ученика во время перемены о чем-то беседуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Друзья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не добившись ответа от класса, собирает деньги на новый стул.
Вопросы:
1. Имел ли ученик право брать стул учителя?
2. Какое право здесь нарушено? (право неприкосновенности)
3. Должен ли человек, если он добропорядочный гражданин, сознаться в содеянном?
4. Как мы видим на этом простом примере, наказывается не один человек, а целый класс. Получается наказание невиновных. Способно ли оно пробудить совесть?
5. Какое отношение будет к этому человеку в классе, если одноклассники потом все-таки узнают, кто истинный виновник?
6. Что должен сделать данный школьник, чтобы исправить сложившееся положение?
- Итак, наш классный час подошел к концу. Я надеюсь, что наш разговор о гражданской позиции каждого школьника не закончен, и вы еще раз задумаетесь над этим, оказавшись в других, скорее всего, более сложных жизненных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет свое правильное решение. Пусть каждый чаще задает себе такие вопросы:
Зачем любить и ненавидеть?
Растить цветы и звезды видеть?
Зачем терять, зачем искать?
Зачем былое вспоминать?
Зачем живые все живут?
В чем смысл жизни заключен?
В чем заключен ее закон?
И не дает покоя мне,
Моей недетской голове
Один – единственный вопрос:
Зачем родился я и рос? |