Четверг
25.04.2024
11:56
Разделы новостей
Нацпроект [0]
Документы [14]
Новости [6]
Разное [13]
О школе [4]
Публичный доклад [4]
Наши учителя [1]
ЕГЭ и ГИА-9 [20]
Профсоюз информирует [1]
Воспитательная работа [44]
УВР [21]
Страница доверия [0]
Конкурс Учитель года-2011 [4]
Олимпийский календарь [1]
Конкурс "Учитель года-2012" [2]
Нормативно-правовая база [0]
Календарь новостей
«  Февраль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Поиск
Друзья сайта
МОУ СОШ №16 Новопокровского района
Главная » 2009 » Февраль » 12 » Урок литературы в 10 классе
Урок литературы в 10 классе
15:22

Урок литературы в 10 классе по теме: «Испытание любовью»
(По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
учитель русского языка и литературы
Егорова Светлана Николаевна

Цель:1) Проследить по тексту романа «Отцы и дети»  понимание учащимися особенностей сложных взаимоотношений героев, их отношение к любви и к любимым,  внутренний мир персонажей и выразить собственное отношение к героям; 2)развить интерес к жизни и творчеству И. С. Тургенева;
3) совершенствовать умения учащихся строить высказывание на определенную тему.
Оборудование: 1) мультимедийные слайды; 2) эпиграфы, подобранные учащимися; 3) Запись романса «Утро туманное»; 4)иллюстрации; 5) тезисы по теме; 6) музыка Чайковского.
Ход урока:
1 Вступительное слово учителя.
Любовь, любовь – загадочное слово.
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всем старо ты или ново?
Томленье духа ты иль благодать?
Любовь - самое сильное и необъяснимое чувство на земле! Его воспевали многие поэты и писатели: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет…
Имя же Тургенева давно и тесно связано с поэтическим и возвышенным чувством любви. А при слове «тургеневские девушки» сразу возникает ряд особенных ассоциаций, если не сказать видений…
…И там, вдали, где роща так туманна,
Где луг едва трепещет над тропой,-
Елена, Анна, Катя, Марианна,
И Ася и несчастная Сусанна –
Собрались воздушною толпой.
Знакомые причудливые тени,
Создания любви и красоты,
И действенной, и женственной мечты,-
Их вызвал к жизни чистый нежный гений,
Он дал им форму, краски и черты.
 В романах  И. С. Тургенева чувство любви является одним из основных средств раскрытия характера героя. Более того: через это интимное чувство писатель раскрывает и гражданские качества человека. Тургенев в своих произведениях проводит обязательно главного героя через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. Способность к истинной любви Тургенев считал важной для оценки личности героя, его внутреннего мира. Не является исключением и роман «Отцы и дети».
2.(Звучит запись романса «Утро туманное» на стихи И. С. Тургенева)
Стихи этого романса принадлежат И. С. Тургеневу, т. к. начинал он свой творческий путь как поэт. Ему тогда было 25 лет. Но именно в это время стали определяться ведущие мотивы его творчества.
- Какие же мотивы выходят на первый план в творчестве Тургенева? (Мягкая грусть о былом, о быстротечности человеческой жизни; вера в силу и красоту любовного чувства). Этим мотивам писатель остался верен до конца своих дней.
И. С. Тургенев писал: « Личность моя особенно ощутима, когда я пишу о любви. Я сам глубоко пережил это чувство и отблески пережитого нашли отражение на страницах моих произведений»
Писатель был влюблен, и это была истинная любовь, нельзя без волнения читать письма Ивана Сергеевича к Полине Виардо (идет показ слайдов мультимедиа, заранее приготовленных учащимися)
3. Чтение учащимися отрывков из писем И. С. Тургенева к Полине Виардо (на фоне музыки Чайковского)
• «1 ноября 1843 года. В этот день я познакомился с выдающейся французской певицей Полиной Виардо. Женой любимая женщина стать не могла: у неё были дети, муж. 40 лет наши отношения сохраняли чистоту и прелесть истинной дружбы»
• Полине Виардо, понедельник, 9 сентября, 1850 года.
«Здравствуйте, дорогой, добрый, благородный, чудесный друг, здравствуйте, о Вы, которая все то, что есть лучшего в мире! Дайте мне ваши дорогие ручки, чтоб я их расцеловал. Это мне очень поможет и приведет меня в хорошее настроение. Ну вот, так и сделано. Теперь будемте беседовать. Итак, я должен Вам сказать, что Вы ангел доброты и что Ваши письма сделали
 меня счастливейшим из людей…»
• Полине. Санкт-Петербург. 26 октября, 1850 года.
«Дорогая моя, хорошая госпожа Виардо, любимая моя женщина, как Вы поживаете? Часто ли Вы думаете обо мне? нет дня, когда дорогое мне воспоминание о Вас не проходило бы на ум сотни раз; нет ночи, когда б я не видел Вас во сне…»
• Суббота, 28 октября.
« Сегодня – день моего рождения.…И мне радостно сказать Вам по истечении семи лет, что я ничего не видел лучше Вас на своем пути – было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность Вам не имеет границ и умрет только вместе со мною. Да благословит Вас Бог тысячу раз! Молю его об этом на коленях и сложа руки. Вы - все, что есть самого лучшего, благородного и симпатичного на этом свете»
Прослушав эти письма, можно без сомнения сказать, что тот человек, который вот так любил, не мог не говорить, не писать о любви.
4. Переход к теме урока. Выбор эпиграфа к уроку.
- Давайте вспомним, какие произведения И. С. Тургенева, в которых он говорит о любви, вам уже известны? (ответы учащихся)
А сегодня на уроке мы проследим сложные взаимоотношения персонажей романа «Отцы и дети» и выясним: удалось ли им выдержать самое сложное испытание – испытание любовью.
К этому уроку одной из групп было дано задание: подобрать эпиграфы и объяснить, почему вы выбрали именно эту цитату в качестве эпиграфа к уроку, (цитаты проецируются на доску и комментируются, выбранный эпиграф записывается учащимися в тетрадь)
Вот  некоторые примеры эпиграфов: 1.« Благодеяние любви не только в том, что она внушает нам веру в другого человека, но и в том, что мы обретаем веру в себя»
(Р. Роллан). 2. «Безответная любовь написана на роду Базарова. Представить Базарова в роли возлюбленного, счастливого мужа не возможно» (Ю. Манн). 3. «…любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» (И. С. Тургенев)
5.Дискуссия по теме урока.
 В своем романе «Отцы и дети» писатель многих своих героев связал любовными узами. Назовите этих персонажей.
• Евгений Васильевич Базаров и  Анна Сергеевна Одинцова;
• Павел Петрович – княгиня Р.
• Аркадий  Николаевич Кирсанов – Екатерина Сергеевна Локтева;
• Николай Петрович Кирсанов – Фенечка;
• Василий Иванович – Арина Власьева Базаровы.
1)Центральное место  в романе «Отцы и дети» занимают взаимоотношения Базарова и Одинцовой. В самом начале романа (гл. 7) мы встречаемся с высказываниями Базарова о любви. Каковы его взгляды на любовь до встречи с Одинцовой?
- Зачитайте цитаты из текста.
-Где произошла первая встреча героев? Что привлекло Базарова в Одинцовой?
- Почему вдова приглашает в дом малоизвестных людей?
-Кто же такая Одинцова? Расскажите её историю.
- Какие отношения сложились у Базарова с Одинцовой?
-А как же Базаров изменился за это время?
(сцена признания Базарова в любви к Одинцовой)
-Ненависть ли это или любовь?
- Почему Одинцова не ответила на чувство Базарова?
- Как выдержал Базаров испытание любовью?
-Могла ли Одинцова пойти с Базаровым в его «горькую терпкую вольную жизнь?
А теперь вернемся к словам Ю. Манна: «Безответная любовь написана на роду Базарова. Представить Базарова в роли возлюбленного, счастливого мужа не возможно» Почему невозможно? Разве справедливо быть обреченным на одиночество?
- Если бы вам пришлось находиться рядом с Базаровым хотя бы некоторое время, чтобы вы сказали о нем?
2) А теперь перейдем ко второй паре: Павел Петрович и княгиня Р. Павел Петрович и Базаров – это два непримиримых человека, они ненавидят друг друга, и даже дело доходит до дуэли, но их обоих поражает любовь, которая все изменяет в их жизни.
-Расскажите о любви Павла Петровича к княгине Р.
- Можно ли сказать, что Павел Петрович – верный человек?
- Павел Петрович и Базаров – абсолютно разные люди, и единственно, что их объединяет – это любовь. Что же общего в их любви?  ( Это страсть, это безответная любовь, несчастная любовь, любовь на всю жизнь…)
- Скажите, можно ли причислить к этим двум и самого И. С. Тургенева и почему?
- Подберите эпитеты для определения такой любви.  (Роковая, тягостная, мучительная, трагическая, мрачная, безответная, несчастная)
3) Как бы вы оценили любовь остальных перечисленных нами пар? Какие эпитеты подобрали вы к ней?  (Добрая, ласковая, созидательная, умиротворяющая и т. д.)  Приведите примеры из текста.
- Как вы думаете, сильна ли такая любовь?
- Можно ли назвать счастливой любовь Аркадия и Катерины? Чем она отличается от других пар?
- Кто же из героев после смерти Базарова вспоминает о нем?
- Мы увидели на протяжении всего романа различные проявления любви. Скажите, какую же любовь выбрали бы вы и почему?
6. Заключительное слово учителя.
Любовь в романе « Отцы и дети» многолика и каждое её «лицо», по мнению И. С. Тургенева, достойно уважения, потому что любое проявление настоящей любви - прекрасно. У каждого героя своя любовь, своя судьба. И как сказал И. А. Бунин:
 «… разве бывает несчастная любовь? … разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?»
- Можно ли сказать, что перечисленные герои прошли «испытание любовью»?
7. Подведение итога урока.
8. Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Испытание любовью на страницах романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

 

 

 

 

 

 

Категория: Разное | Просмотров: 8812 | Добавил: school16